Более 10 лет занимаясь ядрёной смесью из математики, программирования
и управления проектами – всем тем, что входит в современное понимание
Информационных Технологий — я сформулировал простые правила, которые
считаю подходящими для любого профессионала, связанного с ИТ.
1. Постоянно учись
Ни одна профессиональная сфера не меняется так же быстро, как
информационные технологии. Раз в 2-3 года появляется что-то
действительное значимое, что может серьезно изменить ландшафт разработки
и требования работодателей. Когда в 2003 г. я получил на руки свой
диплом о высшем образовании, платформа .Net только родилась, Scala
готовился к первому релизу, XHTML виделся будущим интернета, а таких
вещей как Node.js, CUDA, RoR, WPF, <добавь своё> и вовсе не
существовало.
Технологии теперь умирают так же стремительно, как появляются. Когда я в
2012 г. собрался, наконец, оформить свои знания по .Net в форме
официального сертификата от MS обнаружилось, что WPF и Silverlight уже
неактуальны. А до этого где-то по дороге потерялась Delphi. Вечны только
С и Fortran, аминь.
Обязательно учи английский язык. Все современные ИТ-технологии
изобретены на Западе. Это просто факт, который не имеет никакого
отношения ни к патриотизму, ни к национальным чувствам. Любая новая
технология, прежде всего, обрастает англоязычным коммьюнити. И лишь
небольшой процент из огромного массива высококлассной англоязычной
технической литературы переводится на русский. Кроме того, со знанием
языка ты всегда сможешь найти себя в международном фрилансе, если
возникнет такая нужда, или получить престижное место в крупной
американской корпорации (Зла, хе-хе).
2. Знай фундаментальные основы
Ты разрабатываешь программы под конкретные железки. Прежде чем садиться
программировать, изучи их физическое устройство. Если ты не способен
объяснить, как организовать данные в памяти, чтобы минимизировать
количество кэш-промахов, или рассказать, что такое векторизация, или
аргументировать, как можно (и можно ли) задействовать в своей программе
многоядерность процессора, значит ты всё еще Govnocoder Vulgaris и
должен эволюционировать дальше, пока хвост не отпадёт.
Узнай, что такое сложность алгоритма. Ты должен уметь нутром
чувствовать, будет ли алгоритм эффективным или его лучше сразу сбросить
со скалы, как делали в древней Спарте с не очень красивыми детьми. И не
думай, что когда-нибудь «потом» ты всё сумеешь переписать правильно.
«Потом» никогда не наступает.
Прочитай Кнута. Он уже давно всё придумал.
Я сказал Кнута, а не «про паттерны»!
3. Ставь перед собой цели и достигай их
Не позволяй себе плыть по течению, подобно известной субстанции.
Попытайся понять, чего ты хочешь от жизни в данный момент и на
перспективу. Если этого не сделать, то ты будешь обречен стать
инструментом достижения целей для более продвинутых человеческих особей.
Рефлексия – это не ругательство. Для правильной постановки целей научись
прислушиваться к себе и понимать свои внутренние мотивы. Иногда это
может привести к неожиданным открытиям, которые заставят тебя вообще
бросить программирование и найти для себя другое занятие. В таком случае
сделай это как можно быстрее и не мучай окружающих.
Ставь правильные цели. Они должны быть вызовом и одновременно
мотивировать тебя. Представь, что цель достигнута. У тебя внутри
появляется кайф от этой картинки? Если ответ отрицательный – придумай
другую цель. Если ничего не удаётся придумать, то ты, наверное, уже в
раю.
Ставь цели правильно. Они должны быть конкретными, достижимыми (но не
слишком легкими), ограниченными во времени и измеримыми. Например,
нельзя сформулировать цель как
выучить язык PHP до нового года
А вот
до 10.12.2013 успешно пройти Zend Certified PHP Developer Certification
— это уже правильная формулировка.
Такой способ постановки целей называется SMART, узнай о нём подробнее.
4. Планируй свою карьеру
Человек устроен так, что раз в 2-3 года ему нужны перемены в окружении.
Именно с такой периодичностью рекомендуется менять место работы или хотя
бы её профиль. Если этого не сделать, то тебя настигнет когнитивный
диссонанс, в результате которого ты ощутишь невыносимое отвращение к
окружающей действительности и к самому себе. Чтобы не дать захватить
себя врасплох, заранее ставь перед собой новые карьерные цели.
Считается, что карьеру айтишника можно продолжать в двух направлениях:
развиваться как специалист до невообразимого уровня Архитектора Матрицы,
либо идти в менеджеры. Моё мнение заключается в том, что попробовать
себя в роли руководителя проекта должен каждый ИТ-профессионал. Хотя бы
даже для того, чтобы понять, что это – не его тема. Умения,
приобретенные в результате такого опыта, в жизни пригодятся в любом
случае.
Если тебе посчастливится ощутить в себе менеджерский драйв, то лучше
продолжать двигаться именно в этом направлении (честно говоря,
по-другому в этом случае уже и не получается: это как наркотик). При
этом имеет смысл получить дополнительное образование в области
менеджмента, нехватку которого ты ощутишь очень быстро. Я, например, ни
разу не пожалел о своём МВА-образовании, хотя оно и не является
ИТ-ориентированным. Особое внимание рекомендую уделять развитию soft
skills, т.е. умению работать с людьми и выстраивать команду. В качестве
бонуса к бизнес-образованию ты получишь способность трезвым взглядом
смотреть на неадекватные (в большинстве своём) отечественные
стартап-проекты и профессионально развивать свой собственный.
Планирование карьеры важно начинать как можно раньше. Студентам, которые
еще не выбрали для себя специализацию в ИТ, я рекомендую простой метод.
Найди вакансию своей мечты. При поиске можно руководствоваться такими
критериями, как: зарплата, бренд работодателя, инновационность компании и
наличие печенек. Изучи список требований к кандидату. Этот список – и
есть твои профессиональные цели на ближайшее время.
Помни, что любой план – это четко определенный набор действий,
выполнение которых приводит к достижению конкретной цели. Зафиксируй эти
действия письменно и последовательно выполняй по пунктам. План можно
изменять, но нельзя отменять.
5. Не допускай авралов в работе
Есть простой способ классифицировать текущие дела. Начерти на плоскости 2
перпендикулярные оси. Разбей обе пополам. Половины одной оси назови
«срочные» и «несрочные», половины другой – «важные» и «неважные». При
правильном планировании большинство твоих дел должно располагаться в
квадранте «важные»-«несрочные». Если это не так, нужно немедленно что-то
менять.
Невозможно качественно работать в стрессе. Это допустимо лишь на
коротком промежутке времени и при чрезвычайных обстоятельствах, которые
нельзя было предвидеть заранее.
Авралы – это всегда признак плохого планирования. Если они стали нормой,
значит проект либо провалится, либо его участники «сгорят» на работе.
Если ты виновник этого бардака, застрелись и никогда больше никем и
ничем не руководи. Если ты рядовой исполнитель- немедленно смени место
работы.
6. Отдыхай
Профессиональное выгорание – страшная вещь. Депрессия – это не фантомные
душевные боли нежных девушек, а серьезное расстройство нервной системы.
Первым признаком депрессии может являться беспричинная
раздражительность по мелочам. Например, тебя вдруг начнет бесить скрип
кресла коллеги-соседа (если ты с детства был психом, то этот симптом
можешь проигнорировать). Такое поведение объясняется тем, что твоя
нервная система из-за постоянного стресса стала неспособна реагировать
на крупные раздражители. Зато все мелкие она воспринимает как сигнал к
действию. Чтобы не подвергать жизнь соседа и свою собственную ненужному
риску, контролируй свой распорядок и учись правильно отдыхать.
Я уже отметил недопустимость регулярных авралов. Но даже при их
отсутствии любимая работа может сильно надоесть при неумеренном её
потреблении. Лучший отдых от умственного труда – это спорт (нет,
очкарик, не шахматы!). Займись бегом, боксом, качай тяжести – двигайся!
Но иногда даже активный отдых не помогает освободить голову от тяжких
дум о нетрадиционной объектной ориентации некоторых частей кода. В
дополнение к физ. культуре делай еще 2 вещи. Во-первых, регулярно
общайся с близкими людьми – это поможет восстановить психологическое
равновесие и душевное спокойствие. Во-вторых, как бы экзотически это ни
звучало, научись медитировать. Это настолько эффективный способ
поддержания умственного равновесия, что ряд ведущих бизнес-школ
собирается вводить его в обязательную программу обучения.
Помни, что запущенную депрессию можно вылечить только медикаментозно. Не
игнорируй своё состояние и внимательно следи за здоровьем.
7. Помогай окружающим
Лучший способ научиться чему-то – это научить этому других. Если у тебя в
компании практикуются внутренние учебные семинары, выбери подходящую
тему и расскажи о ней коллегам. Если у тебя на работе принято закреплять
новичков за опытными сотрудниками, возьми себе парочку стажеров.
Замечательным опытом будет преподавание в ВУЗе. Лично я, кроме того, что
отлично изучил преподаваемый предмет, в качестве бонуса получил
супер-перк в виде умения болтать на заданную тему несколько часов подряд
перед весьма требовательной аудиторией, практически не включая свой
мозг.
Если ты весь из себя стеснительный, картавишь, заикаешься и боишься выступать публично, то сделай следующее. Во-первых,
слезь с подоконника и закрой окно
запишись к логопеду и на курсы актерского мастерства. Во-вторых, до
устранения заикания и социофобии помогай своими советами на
профессиональных интернет-форумах (надеюсь, тебе есть, что сказать по
делу).
Помогай коллегам (даже этому соседу со скрипящим креслом). Но только
если такая помощь тебя не сильно затруднит. Так ты заработаешь авторитет
в коллективе, что поможет в дальнейшем карьерном росте.
8. Пиарься
В ИТ-отрасли имеется реальный дефицит классных специалистов. Ближе к
областному центру всея Руси они, поэтому, могут рассчитывать на хорошую
зарплату и всеобщий почет. Если тебе недостает того или другого, и ты
при этом считаешь себя классным специалистом, то пора планировать
собственную PR-кампанию.
Получи сертификаты по всем технологиям, которые ты используешь. Я не
разделяю мнения тех, кто считает «все эти бумажки» бесполезными.
Девочки-эйчары, не отличающие Java от JavaScript, – неизбежное «добро»
нашей отрасли. Но даже они способны сделать правильный выбор между
«человеком, который знает Java» и «сертифицированным специалистом Java
от Oracle». Кроме этого, подготовка к сертификации поможет тебе
систематизировать имеющие знания и получить новые.
Я отрицательно отношусь к тому, чтобы напрягать свой мозг бесплатно.
Профессионал всегда должен работать за деньги, а большой профессионал –
за большие деньги. Но из всего есть исключения, и это как раз тот самый
случай. Поэтому начни участвовать в open source-проектах. Либо создай
парочку своих.
Заведи себе блог, а лучше сделай собственный сайт (я как раз сейчас
занимаюсь разработкой своего). Это отличный способ всегда быть на виду.
Старайся при этом соблюдать профессиональную стилистику блога, а не
постить в него котиков.
Посещай отраслевые конференции, желательно в качестве докладчика. Там
вся тусовка, и полно способов завести полезные знакомства.
Напиши и опубликуй книгу. Денег она не принесет, зато будет, что
подарить друзьям и показать внукам. Если книга сразу не получается,
начни со статей.
Правильно оформи резюме и начинай искать работу получше.
9. Дорожи репутацией
Деловая и профессиональная репутация – это твой бесценный капитал,
растранжирить который можно очень легко, а накопить бывает чрезвычайно
трудно. Соблюдай ряд простых правил, которые отличают серьезных
профессионалов от проходимцев разного пошиба.
Всегда держи своё слово. Если что-то пообещал – обязательно выполняй. Либо не обещай.
Будь пунктуальным. Делай всё, что обещал, в срок. Старайся никогда не
опаздывать. Если случается форс-мажор, обязательно заранее предупреди
ожидающих тебя людей с объяснением причин задержки.
Выгляди опрятно. Если ты еще не определился с собственным стилем и
размышляешь, будет ли лучше постричься налысо и сделать пирсинг носа,
либо стать блондином и надеть хипстерские штаны, то вот тебе
практический совет. Посмотри на картинки и выбери что-то среднее между
стилями Харви и J.D. С возрастом старайся быть ближе к Харви.
Харви думает о котиках ("Suits”)
J.D. думает о котиках ("Scrubs”)
Никогда не тр*хайся с коллегами по работе. Даже с самыми симпатичными. Проблем всегда будет больше, чем удовольствия.
10. Всегда придерживайся своих принципов
Человек, не имеющий внутреннего вектора, своей непредсказуемостью похож
на обезьяну с гранатой. В одних и тех же обстоятельствах он будет
принимать разные решения. Кроме того, таким человеком легко
манипулировать (к сожалению, только в краткосрочном периоде).
Запомни, что лучше иметь плохие принципы, чем не иметь их вовсе. При
необходимости можно сработаться даже с циничным негодяем, но
предсказуемым и имеющим свой оригинальный кодекс чести, чем с аморфным
раздолбаем, не соблюдающим вообще никаких правил.