Пятница, 11.10.2024, 02:53
Информатика и ИКТ
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная IPv6 Регистрация Вход
Меню сайта

Yandex_tech

Хабр-news

mail_news

Rambler

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

oszone.net

IT-N-образование

IPv6: Сколько адресов нужно для счастья?

Картинка, которая может ввести в ступор привыкших к IPv4 специалистов:
 R6#sh ipv6 interface brief
 FastEthernet0/0 [up/up]
 FE80::218:18FF:FE45:F0E2
 1::1
 1::2
 1::3
 1::10
 1::100:500
 2::1
 2::2

Причём каждый из этих адресов может быть использован наравне с другими. Как так?

Важные изменения в IPv6

 
  1. Адресов на интерфейсе может быть много.
  2. У адресов есть scope — область видимости или область действия.
  3. Активно используются адреса с областью действия в пределах сегмента — так называемые link-local.
  4. Адреса могут быть сгенерированы самостоятельно.


Теперь подробнее.
 

1. Много адресов на интерфейсе


Конечно можно возразить, что в IPv4 тоже были различные методы, как назначить на интерфейс несколько адресов (secondary, alias и так далее). Но в IPv6 адреса сделали равными, и это открывает широкие возможности.

К примеру, узел может использовать один адрес для связи в своей локальной сети, другой адрес для связи в пределах организации и третий — для доступа в Интернет. Или сразу 10 для доступа в Интернет — на каждый сайт отправлять запросы с нового адреса.

Также узел может быть доступен одновременно сразу через двух провайдеров безо всяких BGP: по одному адресу через одного, по другому адресу — через второго.

Введён механизм предпочтения и старения адресов, с помощью которого можно делать плавную смену адресов в сети. На первом этапе все запросы начинают отправляться с новых адресов, но узлы продолжают откликаются и на старые тоже. Затем ещё через некоторое время старые адреса полностью списываются в утиль.

На первый взгляд может показаться «Ну и ладно», однако такие маленькие детали приведут к совсем другой логике назначения адресов.
 

2. Scope


Опять же, формально область действия была и у адресов в IPv4.

Есть link-local адреса. Они обычно известны под кодовым именем "$@#*!!! Опять DHCP не работает!" и выбираются из диапазона 169.254.0.0/16. Но вообще-то у них есть функции помимо «Дать админу понять, что его DHCP-сервер не выдаёт адреса».

Во-первых, такой адрес может быть автоматически сгенерирован самим устройством. Во-вторых, он вполне подходит для связи внутри сети. Ограничение: он вообще-то не должен маршрутизироваться, ибо link-local.

Кроме них, RFC 1918 задаёт три диапазона приватных адресов: всеми любимый 192.168.0.0/16, большой 10.0.0.0/8 и незаслуженно забываемый 172.16.0.0/12 (т.е. от 172.16.0.0 до 172.31.255.255). Они маршрутизируются, но только в пределах вашей внутренней сети. Для связи в Интернете их использовать нельзя.

Наконец, есть (недостаточно) много уникальных («публичных», «белых») адресов, которые выдаются в пользование организациям и провайдерам и подходят для связи в глобальном масштабе.

Существенное ограничение IPv4: нельзя использовать эти адреса одновременно. Либо link-local, и сиди без связи с другими сетями, либо приватные, но без NAT в Интернет не попасть, или публичные, которые подходят для всего, но нынче в страшном дефиците.

В IPv6 одновременно можно использовать адреса с разной областью действия. Надо постучаться к соседу по сети — используем link-local. Пошли в Интернет — берём глобально-уникальный.

Для узлов предусмотрены три варианта адресов:
 
  • Link-local. Диапазон FE80::/10. Обязан быть на всех узлах с IPv6. Создаётся узлом самостоятельно (например, по EUI-64), либо можем задать его ручками. Как следует из названия, действует в пределах сегмента, поэтому уникальность требуется только в пределах этого сегмента (как у MAC-адресов, например). Отсюда на разных интерфейсах может быть одинаковым.
  • Unique-local address (ULA). Это аналог «приватных» адресов. Scope — вообще говоря, глобальный (RFC 4193), но в Интернете их маршрутизировать никто не обязан, поэтому в большинстве случаев будут срезаться провайдером, например. Назначать можно по аналогии с адресами 192.168..., только теперь их много больше, поэтому вероятность выбрать одинаковые гораздо ниже.
 
Примечание
 
  • Глобально уникальные адреса. Таких больше всего. Маршрутизируются, уникальны на всей планете, прямой аналог публичных IPv4 адресов.
 
Примечание


Кроме общего понятия «область действия», у каждого конкретного адреса на конкретном интерфейсе возникает зона действия. Это часть топологии, на которую распространяется область действия данного адреса с данного интерфейса. Для программистов обычно предлагается такое объяснение: область действия — это абстрактный класс, а зона действия — экземпляр класса. Например, у link-local-адреса на интерфейсе Fa0/0 зоной действия будет сегмент сети, подключенный к интерфейсу Fa0/0.

Границы зон проходят по узлам. Отсюда link-local адреса на разных интерфейсах маршрутизатора будут лежать в разных зонах.

Визуализировать области действия и зоны действия поможет картинка:
image

Побочный эффект: возникает двусмысленность. Если мы говорим «Отправь пакет на FE80::101», то встречный вопрос будет «На который из интерфейсов?», потому что данный адрес может быть на любом из интерфейсов. Поэтому для link-local адресов обязательно уточняется интерфейс, который будет использоваться. В Windows используется записи вида FE80::1%5, где после символа "%" идёт ID интерфейса. В Linux применяется название (FE80::1%eth0).
 

3. Польза от link-local адресов


Возможность одновременно использовать адреса разных типов открывает очень интересные возможности.

Возьмём вот такую топологию:
image

Сколько подсетей нужно, чтобы у нас была связь по IP между компьютером и сервером?

В IPv4 понадобится 4 подсети, и даже если мы будем брать сети /31, это 8 адресов.

Сколько подсетей достаточно будет настроить в IPv6?
 
Правильный ответ


Как это возможно?

А очень просто. Маршрутизация работает хоп за хопом. На каждом этапе нам нужно знать только исходящий интерфейс и адрес следующего перехода, причём физический, а IP нам нужен постольку-поскольку.

Компьютер знает link-local адрес ближайшего роутера (Router0). Router0 знает link-local следующего в цепочке (Router1). Router1 знает адрес Router2. Router2 может доставить сообщение серверу. Обратно так же.

Проверим.

Включим маршрутизацию IPv6
Router#conf t
Router(config)#ipv6 unicast-routing

Включим IPv6 на интерфейсах, адреса link-local создадутся автоматически
Router(config)#interface fa0/0
Router(config-if)#ipv6 enable
Router(config-if)#interface fa0/1
Router(config-if)#ipv6 enable
Router(config-if)#end
Router#

Проверяем
Router#show ipv6 interface brief
FastEthernet0/0 [up/up]
FE80::201:C7FF:FE8D:B001
FastEthernet0/1 [up/up]
FE80::201:C7FF:FE8D:B002

Настраиваем глобальные адреса
Router0#conf t
Router0(config)#interface fa0/0
Router0(config-if)#ipv6 address 1::1/64
 
Router2#conf t
Router2(config)#interface fa0/1
Router2(config-if)#ipv6 address 2::1/64

Обратите внимание, что на компьютерах в общем случае ничего настраивать не нужно, адреса будут автоматически получены. Каким образом — тема отдельной статьи.

Наконец, понадобится маршрутизация. Настроим OSPFv3.
Router0#conf t
Router0(config)#ipv6 router ospf 1
%OSPFv3-4-NORTRID: OSPFv3 process 1 could not pick a router-id,please configure manually

!Обратите внимание, нужно настроить router-id, для каждого из роутеров свой уникальный
Router0(config-rtr)#router-id 1.0.0.0
Router0(config-rtr)#exit
Router0(config)#interface fa0/0
Router0(config-if)#ipv6 ospf 1 area 0
Router0(config-if)#interface fa0/1
Router0(config-if)#ipv6 ospf 1 area 0

Повторяем процедуру на остальных роутерах (меняя router-id, само собой). После этого у нас установится соседство (по link-local адресам!), и в таблицу маршрутизации попадут нужные маршруты.
 
Router0#sh ipv6 route
IPv6 Routing Table - 4 entries
Codes: C - Connected, L - Local, S - Static, R - RIP, B - BGP
U - Per-user Static route, M - MIPv6
I1 - ISIS L1, I2 - ISIS L2, IA - ISIS interarea, IS - ISIS summary
O - OSPF intra, OI - OSPF inter, OE1 - OSPF ext 1, OE2 - OSPF ext 2
ON1 - OSPF NSSA ext 1, ON2 - OSPF NSSA ext 2
D - EIGRP, EX - EIGRP external

C 1::/64 [0/0]
via ::, FastEthernet0/0
L 1::1/128 [0/0]
via ::, FastEthernet0/0
O 2::/64 [110/3]
via FE80::201:63FF:FE59:4501, FastEthernet0/1

После чего можно убедиться, что всё работает.
 
На грани экстрима


Вывод: для транзита трафика достаточно использовать link-local адреса. Глобально-уникальные адреса и ULA нужны будут только в том случае, если вы хотите обратиться к самому устройству (к примеру, зайти на роутер по SSH).

Несомненный плюс маршрутизации по link-local адресам в том, что убирается привязка к конкретной адресации. Можно привести такую аналогию: в IPv4 маршрут записывался через названия улиц и домов — «По улице Ленина до дома 51 и направо». В IPv6 маршрут можно записать как «два светофора прямо, на третьем направо». В случае смены адресации («переименования улиц») маршруты IPv4 нужно перестраивать заново, а в IPv6 всё продолжит работать как обычно.
 

4. Автоматическое назначение адресов


Про EUI-64 разъяснение было ранее, но сама тема в целом достойна отдельной статьи.

IPv6-адреса через EUI-64: Точки над i

Надеюсь, статья была полезна. Следующая на очереди тема — раздача слонов адресов.
 
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Форма входа

nixp.ru

OpenNet

Новые программы

SLO.ru

Погода
Яндекс.Погода

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Архив записей

    Copyright MyCorp © 2024